Авиабилеты // Полезная информация //

Частые вопросы пассажиров

ВОПРОС: В каком случае можно получить к возврату полную стоимость авиабилета? Вынужденный и добровольный возврат.

ОТВЕТ: Вынужденным возвратом (возврат полной стоимости даже "невозвращаемого" билета) считается возврат в случае: -Отмены, переноса, а также задержки рейса перевозчиком. -Отмены посадки в пункте, указанном в билете пассажира. -Не обеспечение перевозчиком стыковки рейсов. -Замена класса обслуживания или типа воздушного судна. -Смерти пассажира или членов семьи. Возврат вследствие других причин считается добровольным и осуществляется по правилам тарифа, по которому данный билет выписан. В этом случае на полный возврат можно рассчитывать только по тарифам первого, бизнес, полного годового и экскурсионного тарифа экономического класса. Следует иметь в виду, что по большинству льготных тарифов добровольный возврат не производится вообще, поэтому, о правилах возврата Вашего билета стоит поинтересоваться еще до покупки последнего.

ВОПРОС: Где можно произвести возврат билета?

ОТВЕТ: Продавая перевозку, Агент авиакомпании получает определенное комиссионное вознаграждение, которое при возврате необходимо вернуть пассажиру, из чего следует, что возврат авиабилета может произвести ТОЛЬКО Агентство, выписавшее билет.

ВОПРОС: В течение какого времени можно осуществить возврат билета?

ОТВЕТ: Для большинства льготных тарифов существуют временные ограничения на возврат авиабилета. Конечно, лучше эти подробности узнать до покупки билета. Наиболее распространенные условия: более чем за 7 дней до вылета, более чем за 24 часа до вылета. Обычно, после вылета (в случае неявки на рейс) по льготным тарифам возврат не производится. Для нормальных тарифов (первый, бизнес и полный годовой тариф экономического класса), обычно возврат можно осуществить в течение одного года от даты вылета.

ВОПРОС: Как рассчитывается возврат по частично использованному билету?

ОТВЕТ: Большинство льготных тарифов возврат по частично использованным билетам не допускают. Для "нормальных" тарифов возврат производится за вычетом РЕАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАННОЙ перевозки. Рассмотрим пример. Пассажир купил билет по маршруту Москва - Женева - Москва, выписанный по экскурсионному тарифу (USD 590). Пролетев участок Москва - Женева, пассажир вернулся каким-то другим маршрутом и предъявил неиспользованный участок (Женева - Москва) к возврату. Вычитая из тарифа стоимость перелета Москва - Женева (USD 475 - полный годовой тариф), получаем сумму к возврату 590 - 475=USD 115, а не половину от 590, как казалось (хотелось) бы. Еще более показательный пример. Билет бизнес класса (тариф USD 2016) выписан по маршруту Лондон - Хельсинки - Мюнхен - Рим - Женева - Цюрих - Москва. Пассажир пролетел по билету всего лишь участки Лондон - Хельсинки и Женева - Цюрих - Москва, но стоимость по такому маршруту те же USD 2016 и, следовательно, сумма к возврату за неиспользованные участки Хельсинки - Мюнхен - Рим - Женева равна USD 0.

ВОПРОС: Что такое переписка авиабилета?

ОТВЕТ: Некоторые тарифы не допускают возврата по билету, но сумма тарифа может быть зачтена в стоимость другого билета, обычно по более высокому (более дорогому) тарифу (часто даже по другому маршруту). В этом случае первоначальный билет представляет собой эквивалент некой суммы (эта сумма всегда не возвращаемая), которым можно расплатиться за новый билет при соблюдении некоторых условий. О возможности такой операции следует поинтересоваться в Вашем агентстве.

ПЕРЕНОС ДАТЫ ВЫЛЕТА ВОПРОС: Как изменить дату вылета по билету?

ОТВЕТ: Большинство льготных тарифов не допускают как возврат по билету, так и какие-либо изменения дат и маршрута. О возможности изменения дат путешествия, а также адрес представительства авиакомпании или агентства осуществляющих подобную операцию в пункте Вашего назначения, следует узнать у Агента заранее. В случаях, когда изменение дат возможно, данная операция осуществляется наклейкой так называемого "стикера" (самоклеющаяся бумажка, в которой указан номер рейса и новая дата вылета). Если по условиям тарифа изменение дат возможно со штрафом, то на сумму последнего выписывается "ордер различных сборов", т.н. "МСО" (бланк строгой отчетности, внешне очень похожий на бланк билета, в котором указано какая сумма и за что взята с пассажира). Пассажирская копия ордера прикалывается к билету и предъявляется на регистрации. Некоторые тарифы допускают изменение дат только перепиской до более высокого тарифа (более дорогого). Обычно, "нормальные" тарифы" позволяют свободное изменение дат и маршрута в течение срока действия последних.

УТЕРЯННЫЙ БИЛЕТ. ВЫПИСКА ДУБЛИКАТА ВОПРОС: Что делать в случае утери авиабилета?

ОТВЕТ: Если Вы потеряли билет до вылета, то Вам необходимо обратиться в агентство, выписавшее авиабилет. Если же Вы потеряли билет, находясь в пункте назначения, то Вы должны обратиться в представительство авиакомпании, на рейсы которой выписан билет. В любом случае, компания попросит Вас написать заявление, смысл которого состоит в том, что Вы обязуетесь возместить любые расходы авиакомпании, в случае если Вашим билетом воспользуются третьи лица. Следует иметь в виду, что некоторые авиакомпании за выписку дубликата берут небольшой штраф. Новый билет (дубликат) не подлежит возврату и каким либо изменениям, по какому бы классу он не был выписан.

ПЕРЕВОЗКА НЕСОПРОВОЖДАЕМЫХ ДЕТЕЙ ВОПРОС: Можно ли отправить ребенка в путешествие одного? ОТВЕТ: Обычно авиакомпании принимают к перевозке несопровождаемых детей в возрасте от 5-ти до 12-ти лет. Все что для этого требуется, это внести в бронирование адреса и контакты лиц, которые будут провожать и встречать ребенка. А также подписать заявление о том, что в случае если ребенок по каким либо причинам не будет встречен, Вы доверяете авиакомпании предпринять действия, которые она сочтет нужными, а также возместить все расходы с ними связанные.

ВОПРОС: Сколько стоит билет для несопровождаемого ребенка?

ОТВЕТ: Обычно дети от 8 до 12-ти лет летят по детскому тарифу. Дети от 5-ти до 8-ми лет летят по полному (взрослому) тарифу. Дети до 5-ти лет без сопровождающих лиц к перевозке не принимаются. ВИЗОВЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАССАЖИРУ АВИАКОМПАНИИ Маршрут Вашего путешествия может проходить через территории и пункты несколько стран, в каждой из которых существуют свои иммиграционные законы и формальности, различные для пассажиров в зависимости от их гражданства.

ВОПРОС: Какие требования могут предъявляться к пассажиру при выезде из страны?

ОТВЕТ: Первый пункт иммиграционного контроля ожидает вас в стране первоначального вылета (начала перевозки по маршруту). Для успешного прохождения "вылетных" иммиграционных формальностей от вас могут потребовать предъявить отметки о пребывании в данной стране - в паспорте, визе, специальной анкете и пр., в зависимости от цели и срока пребывания (если, конечно, вы не являетесь гражданином этой страны). Отдельные требования могут предъявляться и лицам, следующим вместе с вами по вашему паспорту (визе). Для выезда из страны могут потребоваться нотариально заверенные документы (доверенности) и специальные отметки в паспорте и/или визах.

ВОПРОС: Что такое транзит и трансфер?

ОТВЕТ: По маршруту Вашего путешествия возможны промежуточные транзитные и трансферные остановки. Отличие: Транзит - далее перевозка осуществляется воздушным судном той же авиакомпании и под тем же номером рейса; Трансфер - далее перевозка осуществляется воздушным судном другой авиакомпании или той же, но под другим номером рейса. В этих пунктах возможны два варианта иммиграционных требований к вам со стороны местных иммиграционных властей: Безвизовый транзит/трансфер типа TWOV (Transit Without Visa) т.е. для граждан вашего государства разрешено находиться в данном аэропорту какое-то время (24, 36 часов) без визы (но при наличии билета для дальнейшего следования с подтвержденным бронированием (ОК)). Второй вариант (как, и несоответствие, правилу TWOV) требует наличия у вас специальной транзитной визы данного государства.

ВОПРОС: Какие требования предъявляются к пассажиру при въезде в страну назначения?

ОТВЕТ: Ну и самые высокие иммиграционные требования будут предъявляться к вам при въезде в страну назначения (если, конечно, вы не являетесь гражданином этой страны, либо не имеете официальный вид на жительство). Здесь и требования к сроку действия вашего паспорта (date of expiry). Многие страны требуют, чтобы срок действия вашего паспорта был при въезде еще не менее 3-6 месяцев. В зависимости от вашего гражданства, требуется наличие действительной въездной визы. Дети и лица, вписанные в паспорт пассажира, обычно должны быть вписаны особым образом в паспорт и во въездную визу. И многое другое. Кроме паспортно-визовых требований, может потребоваться наличие специального туристического ваучера или официального приглашения. Местные иммиграционные власти могут потребовать письменных гарантий материального обеспечения вашего пребывания в стране назначения или убедиться в наличии у вас определенной суммы денег, достаточной, по их мнению и законам, на проживание в течении заявленного вами периода времени. У вас могут потребовать предъявить действительный билет (в отдельных странах - с подтвержденным бронированием) для обратного путешествия. С вами может быть проведена опросная беседа для уточнения цели вашего въезда в страну и деталей нахождения на ее территории. И многое другое. Самое неприятное для Вас, та реальная практика, что официальные иммиграционные власти страны назначения оставляют за собой право отказать Вам во въезде в страну назначения, не только при нарушении официального законодательства, но и по известным лишь им самим причинам. Конечно, можно потом жаловаться, но …

ВОПРОС: Как избежать недоразумений и неоправданных обвинений авиакомпаний?

ОТВЕТ: Пассажир несет исключительную и единоличную ответственность за соблюдение всех законов, постановлений, распоряжений, требований и иммиграционных правил стран, из которых, в которые и через которые осуществляется воздушная перевозка, а также всех относящихся к перевозке инструкций и требований перевозчика; Во избежание существенных финансовых потерь и штрафных санкций со стороны иммиграционных властей стран въезда/выезда и транзита/трансфера авиакомпания вправе отказать в приеме к перевозке пассажиру, который не имеет необходимых проездных документов по маршруту следования; Авиакомпания - перевозчик не возмещает пассажиру финансовые потери при отказе во въезде в страну назначения и последующей депортации в пункт первоначального вылета. Более того, перевозчик вправе потребовать от пассажира компенсации своих финансовых потерь вследствие такой перевозки.

ВОПРОС: Некоторые рекомендации клиентам туристических агентств и авиакомпаний.

ОТВЕТ: Оформляя покупку туристического пакета услуг, обратите внимание на наличие в тексте договора материальной ответственности агентства за соблюдение иммиграционных формальностей по маршруту Вашего путешествия; Покупая авиабилет в агентстве или непосредственно в представительстве авиакомпании - перевозчика, требуйте предоставления Вам всей имеющейся у них справочной информации относительно соблюдения иммиграционных формальностей стран назначения и транзита/трансфера; Обязательно проконсультируйтесь непосредственно в консульских отделах посольств стран назначения и транзита/трансфера по маршруту о соблюдении необходимых иммиграционных формальностей. При запросах информации старайтесь изложить исчерпывающе полную информацию об условиях Вашего путешествия, наличии необходимых проездных (путевых) документов (паспорт, идентификационная карточка, виды на жительство, справки, приглашения и пр.). От этого часто зависит правильность и достаточность предоставляемой информации. Многие формальности нельзя "уладить на месте" даже за деньги. Государственные иммиграционные службы обычно не идут на нарушения законодательных положений и формальностей своей страны, даже для весьма уважаемых и известных людей. Отнеситесь внимательно и ответственно к заблаговременному "иммиграционно - документальному" обеспечению Вашего путешествия. И Ваша поездка будет эффективным деловым визитом, приятным посещением друзей и знакомых, или радостным non-stop holiday trip.

ВОПРОС: Несет ли агент или перевозчик ответственность за предоставленную информацию?

ОТВЕТ: Вся информация по иммиграционным формальностям, предоставляемая Вам агентствами и авиакомпаниями - перевозчиками является исключительно справочной. Официальную информацию Вы можете получить только в консульствах и посольствах стран мира у уполномоченных для этого представителей.